Текстиль в интерьере

В интерьере сложно выделить основополагающий элемент, от которого «пляшет» остальная обстановка. Для одних самым важным становится отделка, другие отдадут предпочтение аксессуарам и текстилю, а третьи без раздумий присудят ведущую роль меблировке. На самом деле интерьер — это единая, неделимая дизайнерская картина, в которой каждая деталь имеет свой вес. Только в совокупности элементов, которые подобраны с соблюдением баланса, кроется секрет идеальной обстановки. Текстиль в интерьере входит в группу «нужных» деталей, без которых просто не обойтись. Его используют для оформления офисов, жилых домов и квартир, гостиниц и отелей. Те помещения, в которых нет текстиля, совершенно лишены уюта, поэтому можно смело утверждать, что именно ткани являются источником «домашнего тепла» и комфорта в комнате. Их вяжут, плетут, валяют и ткут. Материя — главный элемент рукоделия. Поговорим о многообразии текстиля, характеристиках каждого вида и правилах использования материи при оформлении интерьеров.

Роль текстиля в интерьере

Ткани присутствуют в каждом доме. Спальни украшают коврики на полу, шторы на окнах, покрывала, пледы и подушки на кроватях, обивка на креслах. На кухне диапазон применения текстильных материалов несколько меняется: здесь можно застилать столы скатертями, декорировать комнату салфетками, прихватками, полотенцами. Неизменными остаются шторы и тюль. Даже в самой «мокрой» комнате — ванной, тоже присутствуют ткани. Правда, этот декор сменный, а не постоянный, но полотенца включены в интерьерную концепцию и добавляют уют в нежилую комнату. Пожалуй, именно ткани за всю историю развития дизайна становились лакмусовыми бумажками для новых модных тенденций. Их поверхность первой меняла текстуру, фактуру и расцветку. Самым роскошным временем для шикарного текстиля считают эпоху Возрождения.

Тяжелые атласные или парчовые портьеры с королевскими узорами, расшитые золотыми нитями и украшенные кистями, бархатная обивка мягкой мебели с каретной стяжкой, тканевые обои с флористическими мотивами, мягкие ковры с витиеватым орнаментом, величественные балдахины, рюши, банты, фурнитура — все это великолепие стало визитной карточкой неумеренного барокко, который своим размахом себя и погубил. В ар деко ткани, складки которых свободно ниспадают вниз с легкой небрежностью, помогают придавать интерьеру «волн» плавность и текучесть. В поп-арте текстиль стали украшать геометрическими узорами, а саму материю окрашивать в броские, кислотные цвета. Именно в эпоху этого стиля дизайнеры начали практиковать применение синтетической материи. Сейчас, когда пальма первенства перешла к минимализму и конструктивизму, интерьеры декорируют гораздо скромнее и это опять же отразилось на тканях.

Для декора используют простую мешковину, лен, хлопок. Изредка применяют шелк, как единственный богатый элемент. Ткани позволяют преобразить скудно обставленные пространства и связать наполнение комнаты в единую концепцию. Чтобы оценить роль текстиля в интерьере, достаточно мысленно избавить от него помещение. На гостей оголенными рамами уставятся окна, пол станет неприятно холодить ноги, жесткая мебель будет годиться разве что для выставки в качестве экспоната. Но главное, комната перестанет быть уютной, она потеряет крупицы тепла, которые, будучи вплетенными в канву интерьера, казались незаметными и маловажными. Остро их нехватку можно ощутить, только полностью исключив из обстановки. Ткани — это уют, тепло, комфорт, спокойствие, расслабление и запахи дома. За ними требуется постоянный уход, стирка, очистка с помощью пылесоса, но аромат свежести, который быстро распространится по всей квартире, и особая атмосфера того стоят.

    

Разнообразие тканей и способы их применения

Текстиль разнообразен. В каждом конкретном стиле используют только определенные виды материи, которые могут смотреться богато, изысканно, элегантно или скромно и сдержано. Ткани могут быть приятными на ощупь или иметь грубую фактуру. В зависимости от характеристик материала, определяют сферу его применения. К примеру, прочный бархат подходит для пошива штор, обивки мебели и балдахинов. Тонкий шелк не рекомендуют испытывать на прочность, так как на материи легко поставить «затяжки». Весь текстиль по происхождению классифицируют на две большие группы:

  • Искусственный,
  • Натуральный. Он, в свою очередь, делится на две типа: животного и растительного происхождения.

Существует и третья смешанная группа, к которой относят ткани, созданные из синтетических и натуральных волокон. Обычно к такой методике прибегают, чтобы снизить себестоимость готового материала без серьезного ущерба для качества.

    

Велюр и бархат

Велюр и бархат относятся к ворсовым тканям. Их поверхность густо покрывают характерные ворсинки, которые можно пригладить рукой. Благодаря особой фактуре ткани, ее оттенки приобретают особую глубину. Бархат и велюр считаются основной материей для классического стиля. Материалы изготавливают по двум различным технологиям ворсового плетения. Велюр классифицируют на три основных типа:

  • Трикотажный,
  • Меховой,
  • Кожаный.

Кроме того, существует еще одна классификация по внешнему виду:

  • Тисненый,
  • Набивной,
  • Фасонный,
  • Гладкий,
  • Гладкоокрашенный.

Для изготовления обивки используют специальный мебельный велюр или жаккардовую ткань, которая является его разновидностью. Для салонов авто используют материю, созданную из синтетических волокон, которая отличается повышенной прочностью и устойчивостью к истиранию. Из бархата изготавливают наволочки на подушки, покрывала, шторы, обивку мебели.

Оба материала считаются гипоаллергенными, но из-за фактуры собирают пыль, что все же может вызвать негативную реакцию у человека. Бархат и велюр долговечны, они не дают усадки, но выгорают на солнце. Мастерицам сложно работать с тканями вручную. И велюр, и бархат долго сохнут после стирки, которую, кстати, можно осуществлять только в деликатном режиме и с использованием щадящих средств. Гладить материю категорически запрещается. Чтобы привести ее в прежний вид, придется долго «взъерошивать» ворсинки. Этот тип текстиля считается признаком достатка. Бархат символизирует роскошь и богатство. Его, как и дорогих украшений, не должно быть слишком много. Иначе интерьеру грозит клеймо безвкусицы.

Многие рукодельницы используют так называемую синель. Эта армированная нить украшена пушистыми ворсинками по всей длине. По сути, это и есть велюр, но предназначенный для декорирования.

Бязь и ранфорс

По российским стандартам бязь — ткань из 100% шелка. В других странах допускается добавление в материю до 20% искусственных волокон. При приобретении следует обратить внимание на страну-производителя. Она имеет ярко выраженную фактуру: невооруженным глазом видны переплетения волокон. Бязь экологична и гипоаллергенна. В нашей стране она появилась еще в XVI веке. Привезли сравнительно новый материал купцы из арабских государств. Бязь классифицируют на четыре типа:

  • Суровая. Несмотря на «грозное» название, суровость материи проявляется только в ее повышенной прочности. Такую бязь не окрашивают и не отбеливают. Она имеет природный кремовый оттенок. Применяется для изготовления спецодежды и мебельной обивки.
  • Гладкоокрашенная. Однотонная бязь, которую используют для пошива полотенец, скатертей, салфеток и постельного белья.
  • Беленая. Материя, которую отбеливают, используется только для пошива постельных комплектов.
  • Набивная. Ткань украшают яркие, многоцветные рисунки. Применяется для пошива одежды и постельного белья.

Ранфорс — сверхпрочный материал, который изготавливают по сложной технологии из пряжи и египетского шелка. Нити дополнительно полируют, вычесывают и закручивают. В результате получается материя, которая в разы плотнее бязи. Для ранфорса характерна гипоаллергенность, легкость в уходе, приемлемая стоимость, прочность, долговечность и способность впитывать влагу. Используют материал в основном для пошива постельного белья и одежды. Изредка из ранфорса создают шторы, которые, кстати, «дышат», как и остальной натуральный текстиль.

Хлопок

В основе хлопка лежат короткие, слегка закрученные вокруг своей оси волокна. Материал отлично противостоит выгоранию и с блеском выдерживает контакты с агрессивной бытовой химией. Хлопок способен долго прослужить, но только при регулярном уходе. Самый ощутимый недостаток материи — отсутствие способности долго держать форму, то есть ткань легко мнется и может поддаться усадке. В зависимости от технологии производства, получают обычный легкий хлопок и его более жесткую вариацию. Первый тип применяется для пошива одежды, скатертей, салфеток, постельного белья и штор. Кстати, со временем материя на окнах слегка пожелтеет. Жесткий хлопок применяется для изготовления воротничков в мужских рубашках и обивки мебели.

Хлопок в интерьере используется не только в виде готовой ткани, но и в качестве «живого» декора. Ветки растения с характерными шапками-барашками в сухом виде простоят очень долго и будут радовать глаз круглый год.

    

Атлас

С арабского «атлас» переводится, как «гладкий». Ткань действительно имеет приятную фактуру и легкий глянцевый блеск. Атлас весьма приятен на ощупь, а его внешний вид ассоциируется с изысканными и элегантными интерьерами. Обыватели часто путают атлас и сатин. Ткани действительно производят по сходным технологиям, но характеристики у них разные. Родиной атласа считается Китай. Технология производства материи долгое время хранилась в секрете. Монополия на атлас позволяла продавать его в другие страны (в Россию в том числе) по высоким ценам. В зависимости от типа окрашивания материю классифицируют на четыре вида:

  • Однотонный.
  • Трианон. Атлас с контрастным узором.
  • Ментенон. На однотонный фон ткани наносят узор, больше напоминающий слабый оттиск.
  • Помпадур. Темный атлас украшают золотым узором.

Атлас изготавливают из шелковых нитей, но в последнее время к ним стали добавлять синтетические волокна, вискозу и хлопок, чтобы снизить себестоимость материи. Ткань прочная, не дает усадки, долго сохраняет цвета, впитывает влагу, не мнется. Если края атласа останутся необработанными, они начнут быстро распадаться на отдельные волокна. Нельзя стирать материю в горячей воде. Если в составе материала присутствуют синтетические волокна, то такой атлас может растянуться при длительном использовании. Ткань довольно тяжелая. Используют атлас для пошива одежды, шторок, постельного белья, скатертей, обивки мебели.

    

Шелк

Шелк — дорогая натуральная ткань, которая имеет приятный глянцевый блеск и нежна на ощупь. Шелк иногда сравнивают с водной гладью. Китай, как и в случае с атласом, долгое время сохранял монополию на его производство. Материал поставляли по Великому шелковому пути. Кстати, Транссиб впоследствии во многом повторил дорогу караванов, которая соединяла Европу и Азию. Хотя уже давно некогда секретная технология была предана огласке, лидером среди поставщиков шелка по-прежнему остается Китай. Нить для материи получают из крошечных коконов тутовых шелкопрядов. Шелк классифицируют на множество подвидов:

  • Креп. Ткань имеет зернистую фактуру и шероховатая на ощупь. Такой эффект получается благодаря многоразовому перекручиванию нитей при изготовлении крепа.
  • Органза. Ткань, которая несмотря на свою легкость, отлично держит форму.
  • Атлас.
  • Таффета. Жесткая ткань, которая обладает хорошей формоустойчивостью. Использовалась для пошива нижних юбок.
  • Шифон. Очень дорогая ткань, которая относится к шелковой элите. Из нее изготавливают преимущественно одежду. На ощупь шифон слегка зернистый и шероховатый. Может иметь редкий перламутровый окрас с характерными переливами оттенков.
  • Туаль. Материя, украшенная рисунком поверх однотонного фона. Раньше туалью обивали стены в домах. Эдакие первые тканевые обои.
  • Сатин. Упрощенная версия атласа.
  • Чесуча. Ее еще называют диким шелком. Материю ткут из остатков нитей, которые отличаются по толщине. Имеет грубоватый вид, но очень полезен для кожи человека. Чаще используется для пошива одежды, а редких случаях — для постельного белья.
  • Газ. Очень легкая, воздушная ткань, которую используют для пошива тюля.
  • Фуляр. Тончайший вид шелка, который используется для пошива вуалей и платков.

Шелк не вызывает аллергии, «дышит», не деформируется, но при этом легко растягивается. Однако стоимость ткани оставляет желать лучшего. Шелк нельзя подвергать регулярному контакту с солнечными лучами. Его можно стирать только в деликатном режиме, а гладить придется с особой осторожностью. Шелковое постельное белье подарит ощущения прохлады жарким летом, но при этом сильно «скользит», что многие сочтут за недостаток. Из материала изготавливают обивку для мебели, кухонный декор, гардины и шторы.

    

Лен и мешковина

Лен обладает прочностью, износоустойчивостью, способностью отводить влагу и тепло. Из этой материи шьют одежду, которая пользуется популярностью в летнюю жару. Лен имеет несколько грубую фактуру, шероховат на ощупь. Материя легко мнется, плохо держит форму, иногда дает усадку после стирки. В отличие от хлопка, лен не желтеет со временем, а сохраняет первоначальную белизну. Ткань не скатывается, используется для пошива скатертей, полотенец, гипоаллергенного постельного белья, штор и для изготовления мебельной обивки. Лен отлично сочетается с провансом и деревенскими стилями, которые воплощают на дачах и в загородных домиках. Похожую фактуру имеет мешковина. Этот материал изготавливают изо льна и джута в соотношении 1:1. Мешковина прочная, долговечная, не растягивается и не боится контакта с солнечными лучами, водой, бытовой химией. Но из-за неказистого внешнего вида ткани, в интерьере ее используют редко. Грубая мешковина гармонирует с кантри, минимализмом и эко стилем, то есть с направлениями, которые тяготеют к простоте и натуральности. Из ткани изготавливают преимущественно обивку для мебели.

Мешковина и лен часто используются для изготовления переплетов для книг и блокнотов. Фактура материалов позволяет создавать оригинальные обложки.

    

Войлок

Войлок изготавливают из шерсти овец путем валяния. Долгие годы материал получали только посредством долгого и монотонного ручного труда. Войлок очень теплый, он не боится грибка и плесени, не электризуется. Однако материал быстро впитывает влагу, довольно много весит, становится излюбленной «пищей» для моли и склонен к усадке после стирки. Войлоком утепляют дома, из него изготавливают игрушки (в том числе и интерьерные), банные аксессуары, валенки, сумки и варежки. Теплые одеяла и подушки из этого материала отлично согреют в суровую зиму.

    

Букле

Букле изготавливают из креповой или фасонной пряжи. Материал имеет шероховатую фактуру: рыхлое плетение, которое часто украшено торчащими узелками. Внешне объемный, он обладает небольшим весом. Больше всего букле походит на каракуль. Материал получают из шерсти, шелка, хлопка и вискозы. Для производства мебельной обивки используют буклированный полиэстер. Букле отлично удерживает тепло, не мнется, не растягивается, не подвержен усадке. Однако края материи, если их не обработать оверлоком, быстро осыпаются. Узелки на поверхности способствуют образованию затяжек. Букле используется для пошива обивки и чехлов для мебели. Теплые одеяла из этого материала хорошо согревают и создают дополнительный уют в комнате.

Искусственные/химические ткани

Химические ткани получают из синтетических и искусственных волокон. Это новое слово в текстильной отрасли. Искусственные волокна изготавливают из органики. Морские водоросли, целлюлозу, хлопок обрабатывают ацетоном, уксусной или азотной кислотой. Синтетические волокна получают из полимеров, которые в природе не встречаются. К химическим тканям относят ацетат, полиэстер, лавсан, вискозу, капрон и нейлон. Разработки новых технологий для изготовления синтетических волокон, опережают проекты по совершенствованию производства искусственных нитей. Многие говорят, что за синтетикой будущее. Однако ни одна химическая ткань до сих пор не сумела превзойти по характеристикам натуральную. Чтобы повысить их износоустойчивость, прочность и способность сохранять форму, в составы часто добавляют натуральные волокна в различном процентном соотношении. Химические ткани используют для пошива одежды, постельного белья, штор (в том числе и нитяных «сосулек»), подушек, покрывал и обивки мебели. Популярность этих материалов в большей степени обуславливается доступностью и низкой стоимостью.

Советы по использованию текстиля в интерьере

При декорировании интерьеров текстилем, следует придерживаться ряда простых правил, которые сэкономят силы, время и средства:

  • Если в текстильном изделии используются комбинированные ткани, то их по возможности проверяют на «совместимость». Индикатором послужит стирка. В первую очередь проверяют ткань на усадку и потерю цвета. Если комбинированные шторы или одеяло уже куплены, а текстильные составляющие совершенно по-разному реагируют на стирку, то такое изделие лучше доверить профессиональной химчистке.
  • При пошиве штор нужно тщательно проводить замеры и не экономить на покупке ткани. Нет ничего хуже, чем слишком короткие, маленькие занавески или скудно задрапированное окно.
  • При покупке штор обращайте внимание на их «прозрачность». Если в комнате нужна полная темнота солнечным днем, то лучше выбирать плотные ткани.
  • Одним из наиболее красивых вариантов декорирования окна считаются шторы на подкладке. Они имеют лицевую сторону (обычно с рисунком) и однотонную изнаночную. Плотные шторы надежно защищают от жары и сквозняков, а «отвороты» станут стильным дополнением интерьера.

Также стоит правильно рассчитывать расстояние кронштейна карниза от окна. Шторы не должны плотно прилегать к раме, радиатору или подоконнику.

Заключение

Самой первой тканью, которую изготовил древний человек, был лен. Затем люди научились обрабатывать шерсть. А многим позже появился хлопок и шелк. Из текстиля шьют белье и одежду, паруса, сумки, палатки, флаги, игрушки, интерьерные аксессуары и украшения. Большую часть тканей изготавливают по простому алгоритму:

  • Выращивание,
  • Прядение,
  • Ткачество.

Текстильное изделие может стать подлинным арт-объектом, если его правильно расположить в обстановке комнаты и сделать частью акцентной дизайн-группы интерьера. С тканью всегда теплее, уютнее и комфортнее, чем без нее в любом помещении.




Оцените статью
Добавить комментарий
Adblock
detector