Самой большой проблемой для автовладельцев становится покупка или строительство и обустройство гаража. Наиболее остро этот вопрос стоит в мегаполисах, где цены на квадратные метры кусаются, а держать свою ласточку на улице в дождь и снег не хочется. Для автомобилистов существует всего несколько вариантов:
- Платная крытая парковка. Отличается высокой стоимостью, поэтому не каждый может себе позволить подобную роскошь. Оплата совершается помесячно, как за арендованное помещение.
- Открытая парковка. Решает только одну проблему: постоянный поиск места для машины возле дома.
- Аренда гаража. При длительном пользовании, выплаченная сумма быстро превысит стоимость самой постройки.
- Покупка готового гаража или его строительство с нуля. Предел мечтаний любого автомобилиста.
Индивидуальный гараж будет стоять годами, кушать не попросит и позволит обустроить внутри полноценную мастерскую.
Для владельцев частных участков проблема быстро теряет масштабы. Чтобы создать уютное гнездышко для машины достаточно выбрать под него место, подготовить проект, закупить материалы и затеять строительство своими руками или привлечь бригаду специалистов. После того, как коробка будет готова, можно приступать к самой приятной части процесса — оформлению. Дизайн гаража больше ориентируется на функциональность, чем на красоту. Хотя это вовсе не значит, что помещение не может иметь аккуратный эстетический вид. На этот нюанс часто не обращают внимание, тем самым совершая ошибку. В результате большая часть гаражей представляет собой типовые постройки с захламленным убранством внутри. На их полках хранятся не только инструменты, необходимые для обслуживания машин, но и нужный мусор, который дома складировать уже негде. Эдакое обиталище банок, ветоши, старой мебели и сломанных лыжных палок. Дизайн интерьера гаража тоже имеет свои стили и особые оформительские решения. Рассмотрим интересные идеи, которые активно используют для обустройства внутреннего убранства по принципу: не только удобно, но и красиво.
- Дизайн-проект
- Планировка
- Стиль
- Отделка пола
- Отделка стен
- Отделка потолка
- Системы хранения
- Освещение
- Вентиляция
- Ворота и двери
- Заключение
Дизайн-проект
По типам размещения гаражи условно делят на три категории:
- Встроенные в дом. Такой гараж входит в проект жилой постройки и возводится одновременно с ней. Чаще всего под помещение отдают цокольный этаж или подвал. Обычно имеет два выхода: с улицы и из жилой части дома. Практика широко применяется владельцами загородных апартаментов.
- Пристройка. Возводится постфактум уже после строительства дома. Вариант оптимален в случаях, когда участок не может похвастаться большой площадью, а до ворот от жилой постройки всего ничего.
- Отдельно стоящий гараж. Представляет собой обособленную постройку, которая возводится чаще всего у ворот и имеет прямой выход на улицу.
Также конструкции классифицируют по материалу исполнения:
- Капитальный. Как правило, возводится строение из кирпича. В нем проводят освещение и отопление. Такой гараж простоит не один десяток лет.
- Временный. Обычно для строительства используют подручные материалы: дерево, профнастил, металл. Временная постройка может быть, как полноценным гаражом со стенами, так и открытым парковочным местом под навесом. Обычно такие легкие сооружения возводят в то время, как владельцы участка заняты стройкой жилого дома. Расчет идет на то, что гараж прослужит пару лет, а после, когда появится возможность, его заменит капитальная конструкция. Если сделать все качественно, то временное станет постоянным.
- Комбинированный. Строительство может занять всего пару дней. Предварительно покупают готовый металлический каркас, который устанавливают на капительный фундамент. Снаружи конструкцию обшивают профнастилом, сайдингом или блок-хаусом.
- Деревянный. Постепенно теряет свои позиции, не выдерживая конкуренцию кирпича и пенобетона. При должной обработке не уступит им по долговечности.
- Металлический. Наиболее распространенный бюджетный вариант. Шеренги таких построек украшают гаражные комплексы в городах.
- Пенобетонный. Практически лишен недостатков. Гараж хорошо держит тепло, а материал огнеупорен.
В кругах ценителей прекрасного ходит поговорка театр начинается с вешалки. По аналогии можно сказать, что дом автомобилиста берет начало в гараже. Подготовку дизайнерского проекта обычно проводят параллельно с разработкой плана будущей постройки. Его можно сделать самостоятельно или почерпнуть уже готовые идеи из интернета или специализированных журналов. Если у вас имеется неплохой вкус, то предпочтение лучше отдать первому варианту. Мало того, что процесс окажется увлекательным, так еще и результат получится оригинальным в своей уникальности.
В процессе подготовки может возникнуть вопрос: а нужно ли создавать дизайн-проект подобной постройки или само пойдет впоследствии. Однозначно нужно. Если оформлять убранство постфактум, то придется подстраиваться под то, что уже построено. Подготовка проекта загодя позволит изменить рамки для воплощения интересных идей, если изначально они в них не вписывались, то есть можно пересмотреть весь проект гаража еще на этапе планировки.
Планировка
Планирование гаража начинают с выбора места для его расположения и расчета габаритов. С площадкой под строительство все довольно просто, ее выбирают по принципу удобный въезд. Минимальные размеры помещения регламентируются обязательными нормативами: 5 м длина и 2,3 м ширина для одного машиноместа под автомобиль среднего класса. Кроме того при создании плана необходимо учитывать требования к зоне защиты техники: еще по 0,5 м с каждой из сторон. Эти расчеты обеспечивают только правильную эксплуатацию гаража по основному назначению, а ведь еще необходимо учесть площадь, где расположатся системы хранения. Здесь ориентируются на предполагаемое количество инструментов и специальных установок: болгарки, тиски, домкраты, запаски, слесарный верстак. На чистом листе бумаги необходимо визуализировать будущее расположение каждой детали, набросать условные системы хранения: полки и шкафчики. Этот прием поможет спланировать размеры гаража грамотно.
Стиль
Любые стили, которые используют при оформлении жилых комнат, подходят и для обустройства гаража, но отмечают золотую тройку, органично вливающуюся в это помещение. Хорошо в нем смотрится лофт, который сочетается в себе промышленную отделку с дорогими, статусными элементами интерьера. Кирпичные стены — визитная карточка причесанного индастриала в этом помещении выглядят гармонично. Отдельное внимание в лофте уделяют освещению: его должно быть много, чтобы подчеркнуть комбинацию роскоши и небрежности. Для гаража в стиле модерн характерны гладкие поверхности, обилие начищенного до блеска металла, дерево в декоре и простота в линиях. Техническая начинка помещения превращается в интерьерные аксессуары. В американском кантри используется дерево, состаренный металл и типичный для глубинки янки клетчатый текстиль в деталях. Хорошим решением будет обустройство комнаты отдыха совмещенной с гаражом. Такая практика встречается в западных странах, когда в этом помещении устанавливают бильярдные столы, мини-бары или полноценное место для сна. Хозяин дома сможет заниматься длительным ремонтом, а при необходимости прилечь или развеяться.
Отделка пола
В роли чернового пола в любом гараже выступает бетон. Некоторые так и оставляют это покрытие без отделки. Актуально подобное решение для временных построек или холодных конструкций. В других ситуациях напольное покрытие выполняют из следующих материалов:
- Краска. Бюджетный вариант, который только облегчит уборку помещения, но не укрепит его основу.
- Облицовка плиткой (тротуарная или керамическая).
- Деревянное напольное покрытие.
- Облицовка ПВХ или резиновыми плитами. Материал относится к недорогим, но уступает по эксплуатационным характеристикам дереву и плитке.
- Наливной пол. Используется в дорогих проектах. Высокая стоимость заливки покрытия объясняется его прочностью и долговечностью. Материал позволит укрепить основу постройки.
Учитывайте, что к полу в гараже выдвигают особые требования. Он должен быть устойчивым к весовым нагрузкам. Отдельное внимание стоит уделить топпинг-смесям. В их состав входит металлическая крошка, частички кварца, корунда и минеральные добавки. Заливка топпинг-смеси укрепит напольную поверхность и сделает ее сверхпрочной. Покрытие может выступать в роли второго слоя основы под декоративную отделку или стать главным материалом, не требующим дополнительной облицовки.
Если вы решили оставить голый бетон, то его следует отшлифовать. Отполированное покрытие приобретет более пристойный вид и убирать его станет легче.
Отделка стен
Материал для отделки стен в гараже должен быть устойчив к механическим повреждениям, химическому воздействию, резкому изменению уровня влажности и огню. Среди популярных способов облицовки отмечают:
- Бетонная стяжка. Простой и экономичный вариант. Материал хорошо ложится на кирпичную или бетонную основу. Предварительно стены штукатурят.
- Керамическая плитка. Имеет приятный эстетический вид и подходит как для отапливаемых гаражей, так и для холодных помещений. Материал прослужит долго и с достоинством выдержит испытание любыми капризами особого микроклимата.
- Гипсокартон. В гаражах используют каркасный метод крепления. При планировке учитывают этот нюанс, так как для сооружения конструкции потребуются лишние сантиметры. Гипсокартон отличается демократичными ценами и идеально подходит для холодных построек. Гипс, входящий в его состав, имеет специфическую особенность: впитывает влагу при ее избытке и отдает в атмосферу в сухие периоды.
- Вагонка из ПВХ или дерева. Пластик относится к дешевым материалам, переживет любые перепады температур и уровни влажности, но легко проломится при сильном ударе. В данном случае деревянная вагонка предпочтительнее. Прослужит материал долго, если предварительно пройдет через процесс пропитки специальными составами, предотвращающими гниение.
- ОСБ. Материал представляет собой листы из спрессованной стружки крупной фракции. ОСБ легкий, чем обуславливается простота его монтажа, но обладает высоким показателем горючести. Выступает как в роли основного покрытия, так и слоя под декоративную отделку.
- Искусственный и натуральный камень, кирпич. Природные материалы отличаются дороговизной, которая окупается долговечностью отделки. Имитация не всегда подходит для холодных гаражей.
Любой из вышеперечисленных материалов имеет свои недостатки и достоинства. Бедность цветовой гаммы некоторых покрытий легко исправить с помощью слоя краски нужного оттенка.
Отделка потолка
Потолочное покрытие должно иметь высокий порог устойчивости к загрязнениям, колебаниям температуры и влажности, а также к воздействию разного рода химии. Среди распространенных способов облицовки поверхности можно отметить:
- Мокрую штукатурку. Дешевый вариант, который впоследствии покрывают декоративным материалом.
- ПВХ-панели. Легко моются, но даже качественное покрытие прослужит всего пару лет.
- Гипсокартон. Просто монтируется, имеет аккуратный внешний вид и допускает последующую покраску.
- ОСБ. Натуральный, нетоксичный материал, который отличается сравнительно низкой стоимостью.
Независимо от типа покрытия, особое внимание уделяют установке крепежных систем. От качества выполнения этой работы будет зависеть срок эксплуатации конструкции.
Системы хранения
Правильная организация систем хранения обуславливает удобство работы в гараже. Если все лежит на своих местах и не мешается в проходах, то захламление пространства будет предотвращено, а любой предмет легко найдется. Системы хранения классифицируют на два типа:
- Открытые,
- Закрытые.
Открытые стеллажи и навесные полки рекомендуют использовать под предметы первой необходимости. Вещи, которые достают реже, прячут в глубоких ящиках. Закрытые шкафчики помогут уберечь хрупкие или чувствительные к воздействию гаражного микроклимата инструменты и детали. Среди материалов, из которых создаются места хранения, вне конкуренции металл и древесина.
Освещение
Осветительные приборы должны иметь высокую степень защиты от влаги. Лампочки, плафоны и включатели выполняются из специальных материалов, а среди характеристик обращают внимание на их герметичность. Освещение в гараже хорошо прорабатывают на двух уровнях: общем и локальном. Особое внимание уделяют второму типу, так как в гараж обычно не проникает естественный свет. Локальное освещение в свою очередь подразделяют на нижнее, среднее и верхнее. Первое используется при ремонте машины. Локальные осветительные приборы среднего уровня необходимо устанавливать на стене прямо над рабочей зоной таким образом, чтобы соседние предметы не отбрасывали на нее тени. К верхней точечной подсветке прибегают в редких случаях, ведь с этой задачей неплохо справляется центральный потолочный плафон с лампой. Если в гараже оборудована смотровая яма, то устанавливать в ней стационарные светильники запрещается требованиями безопасности. Придется пользоваться специальными лампами и переноской.
Вентиляция
В гараже вентиляция является необходимостью. Ее делят на два типа:
- Естественная,
- Механическая. Делится на модульные и моноблочные типы.
Чтобы естественная работала, необходимо искусственно создать разницу температур между помещением и улицей. Если в гараже теплее, то легкий воздух будет беспрепятственно выходить наружу. Между вентиляционным входом и выходом должна сохраняться вертикальная дистанция минимум в 3 метра. Только тогда воздух в системе будет постоянно циркулировать. Также учитывается размещение вентиляционного входа и выхода относительно подветренной стороны. Воздуху будет легче поступать в помещение, если его массы на улице естественным путем движутся в ту же сторону. Аналогичная ситуация складывается с вентиляционным выходом: его размещают со стороны противоположной подветренной. Механические приборы продаются в уже готовом виде, от владельца потребуется только установка. Такая вентиляция самостоятельно справляется с нагнетанием воздуха. Чтобы эффективность работы не падала, периодически придется очищать фильтрационные сетки.
Ворота и двери
Двери в гараже устанавливаются индивидуально или в комплекте с воротами. Последний вариант подходит для тесных помещений, где дополнительный проем делать попросту негде. Встречаются следующие системы открывания ворот:
- Распашные. Наиболее примитивный вариант, которому необходимо дополнительное пространство на улице для открывания створок,
- Механизм подъемно-поворотный. Обеспечивает высокий уровень герметизации помещения и отлично сохраняет тепло. Сплошная створка ворот поднимается к потолку и принимает горизонтальное положение,
- Секционный тип. Ворота состоят из отдельных панелей, которые поднимаются особым механизмом. Удобен в случаях, когда площадка перед гаражом не позволяет открывать створки на улицу,
- Сдвижной тип. Расхождение створок обеспечивается консольным, подвесным или монорельсовым механизмом. Допускается врезание двери,
- Роллеты. Этот тип закрывания створок можно увидеть на витринах магазинов после завершения рабочего дня. Из недостатков отмечают низкую защиту от взлома.
Традиционно ворота выполняют из металла. Такие конструкции практичны в использовании и гарантировано прослужат долго.
Заключение
Процесс разработки дизайна гаража на первый взгляд кажется обманчиво легким. На самом деле большое количество нюансов и особенностей помещения, которые необходимо учитывать, усложнят задачу. Если все сделать правильно и найти золотую середину между комфортом и эстетически приятным видом, то гараж станет не только местом для стоянки машины, но и уютной зоной для работы, где комфортно находиться и самому автолюбителю.