Продукция из ж/б является наиболее популярной в сфере строительства. Из какого бы материала не возводилась конструкция и для чего бы она ни предназначалась, в ней всегда в качестве тех или иных опорных элементов применяются ЖБИ. Так для чего же нужны именно перемычки и что они собой представляют?
Технические условия на эти изделия отражены в ГОСТ № 948 от 1984 года. В документе указаны все требования к продукции, ее типоразмеры, разновидности и тому подобное, но только к изделиям, которые изготовляются промышленным способом (так называемым сборным). Если же железобетонные перемычки монтируются на месте производства работ путем заливки бетонного раствора в форму (опалубку), то они именуются монолитными. При этом класс бетона, сечение арматуры обязательно отображаются в проектной документации и не могут идти в разрез с требованиями ГОСТ.
Назначение
В производстве перемычек применяется только высокомарочная сталь (для армирования, сечением 0,4 – 0,6 мм) и бетоны «тяжелые» (класс от В15 и выше, плотность не менее 2 200 кг/м3). И это вполне объяснимо, так как основные требования к данным ЖБИ – продолжительный срок эксплуатации и способность выдерживать предельные нагрузки. Металл противостоит напряжениям на изгиб (растяжение), в то время как бетон предохраняет материал от сжатия.
Чаще всего используются перемычки железобетонные для оконных и дверных проемов. По сути, это горизонтально монтируемые опоры, которые принимают на себя всю нагрузку (статическую) от перекрытий, блоков или кладки на данном участке. Хотя нередко такие ЖБИ применяются и при сооружении некоторых типов ограждений, обозначении зон ответственности, возведении стоек и в ряде других случаев. Но все-таки их основное предназначение – установка в различных проемах.
Виды и маркировка
- Перемычки брусковые железобетонные (ПБ). Предельная ширина – 250 мм.
- Балочные (ПГ) – имеют уступ (четверть), на который опираются перекрытия.
- Перемычки фасадные (ПФ) – используются в качестве опор для частей кирпичной кладки, выступающих за периметр.
- Плитные (ПП). Минимальная ширина – 250 мм.
Маркируются перемычки группами цифр и символов, которые разделяются тире (все численные значения – в «дм»).
- Первая. Цифра обозначает сечение (данные приведены в ГОСТ, таблица № 1), буквы – вид изделия. Следующее за ними число – длина.
- Вторая. Класс арматуры и допустимая нагрузка на перемычку.
- Третья. Может указывать на плотность бетона, наличие петель строповочных, закладных и так далее. Это уточняется непосредственно у продавца, по документации.
К примеру, 5ПБ 27-37. Сечение № 5, брусковая, длина 27 дм, выдерживает до 3 700 кН/м2. Монтажные петли отсутствуют.
Технические характеристики перемычек ЖБИ
Вся продукция подразделяется на несущую и ненесущую. В первом случае монтаж производится с помощью подъемника (крана), во втором – вручную. Есть различия и в опорной длине. Для несущих перемычек этот параметр равен 17 – 30 см, для ненесущих – от 10 до 15 см.
Максимально допустимая нагрузка на перемычки – от 100 до 3 650 кгс. Несущие могут быть усиленными (БУ) или обрезными (БГ).
Размеры перемычек железобетонных
Ассортимент настолько многообразен, что нет смысла перечислять все типовые габариты. Уместно отметить лишь предельные значения по минимуму и максимуму некоторых основных параметров.
Вид перемычки | Размеры, мм | Вес, кг | ||
Длина | Ширина | Высота | ||
ПБ | 1 030 – 5 960 | 120 – 250 | 140, 290 | 20 – 2 175 |
ПП | 1 160 – 2 980 | 380 – 510 | 65, 140, 220 | 72 – 835 |
ПГ | 1 550 – 5 960 | 250, 380, 510 | 70 – 435 | 357 – 2 465 |
ПФ | 770 – 4 020 | – | 140, 220, 290 | 45 – 458 |
Более подробная информация по всем видам и типоразмерам отражена в таблицах № 1 – 7 ГОСТ.
Стоимость
Цена на 1 изделие варьируется в пределах от 100 до 32 000 рублей. Она зависит от его вида, типоразмера и производителя.
К примеру, купить ЖБИ перемычку 1ПБ можно ориентировочно за 185 рублей (1030х120х65 мм), а изделие 5ПБ с размерами 2980х250х220 мм обойдется около 4 050 рублей.
Более дорогие (и массивные) ЖБИ в частном секторе практически не применяются.
Правила транспортировки
- Железобетонные перемычки сортируются в зависимости от марки и размещаются в контейнерах.
- Укладка – вдоль продольной оси вагона (прицепа).
- Предельная высота штабелей при складировании – 2 м.
- Между рядами оставляется зазор (не менее 250 мм), который закладывается плотным материалом (для исключения соприкосновения изделий, что чревато их повреждением).
Установка перемычек ненесущих допускается на проемы не более 2 м.